Задача №21 ЕГЭ-11 информатика. Подробный разбор. Тренировочная работа-2017г

Задача №21 — одна из наиболее сложных задач экзамена по информатике. В одной из тренировочных работ 2017 г. встретилось задание, которое, как я считаю, достойно внимания. В данной статье попробую поподробнее объяснить как решать такую задачу.

Задача. 

Определите, количество чисел k, для которых следующая программа выведет такой же результат, что и для k = 13?

Паскаль Python
var k, i : longint;
function f(n: longint): longint;
begin
f:= n*n*n - 5*n;
end;
begin
readln(k);
i := 1;
while f(i) < k do
i := i + 1;
if 2*f(i)-k <= k-f(i-1) then
writeln(i)
else
writeln(i-1);
end.
 def f(n):
    return n*n*n - 5*n
k = int(input())
i = 1
while f(i) < k:
    i += 1
if 2*f(i)-k <= k-f(i-1):
    print(i)
else:
    print(i-1)

Коротко опишу программу:

  1. Функция f(n) возвращает значение выражения n3-5*n
  2. k — вводимое нами число
  3. Начальное значение переменной i = 1
  4. В цикле while (цикл с условием) увеличиваем значение переменной i на единицу, если значение функции f(i) < k  (или i3-5*i < k)
  5. После того, как вышли из цикла проверяем, выполняется ли условие:
    2*f(i)-k <= k-f(i-1)
  6. Если выполняется — выводим на экран  значение переменной i, иначе — i-1.

Решение данной задачи разобьем на несколько этапов, каждый из которых я подробно опишу.

  1. Выясним, что выведет программа для k = 13. (Для того, чтобы ответить на главный вопрос задачи, необходимо знать результат программы для k = 13)

Определим значение переменной i при выходе из цикла While

Таблица. Работа цикла While
Шаг i f(i) f(i) < k
1 1+1 = 2 f(1) = 1-5=-4 -4<13 (верно)
2 2+1 = 3 f(2 )= 8-10 = -2 -2 < 13 (верно)
3 3+1 = 4 f(3) = 27-15 = 12 12 < 13 (верно)
4 f(4) = 64-20 = 44 44 < 13 (неверно)

При i = 4 мы выходим из цикла (со значением переменной i = 4).

Теперь обращаемся к условию

if 2*f(i)-k <= k-f(i-1) then
writeln(i)
else
writeln(i-1);

и выясняем, что будет выведено на экран: i или i-1 (4 или 3)

2*f(4)-13 <= 13-f(3)
2*44-13 <= 13 — 12
75 <= 1 (неверно)

Таким образом выполнится команда writeln(i-1). На экране мы увидим 3

2. Определим, для каких k цикл

while f(i) < k:
    i += 1

выдаст i = 4 и при этом условие

if 2*f(i)-k <= k-f(i-1) then
writeln(i)
else
writeln(i-1);

не будет выполняться.

Видно, что k должно быть больше 12. Теперь определим верхнюю границу значений k.

Ранее мы посчитали, что f(4) = 44. Т.е. при k > 44 мы получим значение i = 5. Нам этого не нужно.

Т.о. k  может принимать значения от 13 до 44 и значение переменной i останется равном 3.

Несложно проверить, что для любого числа из [13; 44] условие

if 2*f(i)-k <= k-f(i-1) then
writeln(i)
else
writeln(i-1);

не будет выполняться. На экране увидим значение i-1 (4-1 = 3) равное 3.

Количество значений k в этом случае равно 32.

3. Теперь рассмотрим такие значения k, при которых наше условие

if 2*f(i)-k <= k-f(i-1) then
writeln(i)
else
writeln(i-1);

выполнит команду writeln(i)?, а не writeln(i-1). При этом i должна быть равна 3. Это возможно, если цикл

while f(i) < k do
i := i + 1;

завершит свою работу на третьем шаге (а не на четвертом) (см. табличку «Таблица. Работа цикла While«), а значение переменной i = 3 (а не 4).  Это возможно при значениях k от -1 до 12 (-1 <= k < 13)

Теперь нам необходимо, чтобы условие

if 2*f(i)-k <= k-f(i-1) then
writeln(i)
else
writeln(i-1);

выполнялось при i = 3.

Составим неравенство и решим его.

2*f(3)-k <= k-f(2)
2*12-k <= k + 2
24-2 <= 2*k
k >= 11

Получили систему неравенств: k >= 11 и -1 <= k < 13. Следует, что при k = 11 и при k = 12  мы в качестве результата работы программы также получим 3.

Это еще 2 значения.

Сложим: 32 + 2 = 34

Ответ: 34.

Andrey K

View Comments

  • Спасибо большое. Очень понятное объяснение.

Share
Published by
Andrey K

Recent Posts

Решение задачи №6 и задачи №22 ЕГЭ по информатике 2021

Настала пора написать серию мини-обучалок по решению задач ЕГЭ по информатике версии 2021 года. В…

4 года ago

Внеурочное занятие по информатике. Пишем игру «Поле чудес» на Python.

Данная статья будет полезна для учителей информатики, которые занимаются программированием с детьми внеурочно. Опыт  показывает, …

5 лет ago

Основные алгоритмы в помощь школьнику. Часть 1

Рассмотрим набор наиболее часто встречающихся задач на программирование в школьном курсе информатики. Добавляйте свои задачи…

6 лет ago

Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по информатике 9-11 класс (2018-2019). Разбор задач. Часть 2

В прошлый раз мы разобрали первые две задачи школьного тура Всероссийской олимпиады школьников, проводимой в…

6 лет ago

Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по информатике 9-11 класс (2018-2019). Разбор задач. Часть 1

Закончился школьный тур Всероссийской олимпиады школьников. Разберем первую и вторую задачи тура, проводимого в московских…

6 лет ago

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2017 (9-11 классы). Задача №4. «Плацкартный вагон»

Задача. В плацкартном вагоне 54 места, пронумерованных числами от 1 до 54. Вагон разбит на 9…

7 лет ago