Разбор Части 2 демонстрационного варианта ОГЭ 2015г (ФИПИ). Задание 19

Разберем задания  19 и 20.2 демо-варианта по информатике и ИКТ 2015 года, размещенного на официальном сайте Федерального института педагогических измерений.

Задание 19 на умение работать с электронными таблицами, а задание 20.2 на умение решить задачу средствами программирования. Буду использовать  Pascal ABC при объяснении. Эти задания выполняются на компьютере. Результатом выполнения задания является один файл (для одного задания — один файл).

Задание 19

В электронную таблицу занесли сведения о калорийности продуктов. ниже приведены первые пять строк таблицы

В столбце А записан продукт; в столбце В — содержание в нем жиров; в столбце С — содержание в нем белков; в столбце D — содержание углеводов;  в столбце Екалорийность этих продуктов.

Всего в электронную таблицу были внесены данные по 1000 продуктам.

Выполните задание
Откройте файл с данной электронной таблицей (файл в архиве). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число, обозначающее количество этих продуктов, в ячейку H2 таблицы.
2. Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Запишите значение в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.

Решение

 Для решения задачи нам потребуется рассмотреть основные встроенные функции табличного процессора (на примере MS Excel 2007), необходимые для выполнения задания.

МАКС ( ) — возвращает наибольшее значение из набора значений. Пример: =МАКС(А1:А20) — возвратит наибольшее значение из набора ячеек А1:А20

МИН ( ) — возвращает наименьшее значение из набора значений. Пример: =МИН(А1:А20) — возвратит наименьшее значение из набора ячеек А1:А20

СРЗНАЧ ( ) — Возвращает среднее значение (среднее арифметическое) аргументов. Например, если диапазон(Диапазон. Две или более ячеек листа. Ячейки диапазона могут быть как смежными, так и несмежными.) A1:A20 содержит числа, формула =СРЗНАЧ(A1:A20) возвращает среднее значение этих чисел.

ЕСЛИ ( ) — Функция ЕСЛИ возвращает одно значение, если указанное условие дает в результате значение ИСТИНА, и другое значение, если условие дает в результате значение ЛОЖЬ. Например, формула =ЕСЛИ(A1>10,»Больше 10″,»10 или меньше») возвращает строку «Больше 10», если значение в ячейке A1 больше 10, и «10 или меньше», если оно меньше или равно 10.

СЧЕТЕСЛИ ( ) — Функция СЧЁТЕСЛИ подсчитывает количество ячеек в диапазоне, которые соответствуют одному указанному пользователем критерию. Например, можно подсчитать количество всех ячеек, которые начинаются с определенной буквы или содержат числа, большие или меньшие указанного значения. Пример: =СЧЁТЕСЛИ(B2:B25;»Валентин») — возвратит, сколько раз Валентин встречается в диапазоне B2:B25.

СУММ ( ) — вычисляет сумму всех чисел, указанных в качестве аргументов.

Вернемся к задаче.

Вопрос 1

Определим: Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков.

В задании 2 условия: углеводов < 50,  белков < 50.

Используем столбец F для дополнительных вычислений.

Напротив каждого продукта  будем писать 1, если условия (см. выше) выполняются, 0 — если условия не выполняются. Обратим внимание на союз, соединяющий эти условия — И. Т.е. данные условия должны выполняться одновременно.

Для реализации этого воспользуемся функцией ЕСЛИ ( ):

Находим функцию в списке функций. перед нами открывается окно с тремя полями, которые необходимо заполнить.

Логическое выражение в нашем случае сложное — состоит из двух:  углеводов < 50,  белков < 50. Для ячейки F2 формула будет выглядеть следующим образом И(D2<50;C2<50). Два условия помещаются в скобки и разделяются точкой с запятой. Перед скобкой стоит союз И.

  • Значение_если_истина — ставим 1
  • Значение_если_ложь — ставим 0

Используя автозаполнение, копируем ячейку с формулой в ячейки F3:F1001. Получили в ячейках единицу, где условия выполняются, ноль — где нет.

Остается с помощью функции СУММ ( )  суммировать единички в диапазоне F2:F1001 и мы получим количество таких продуктов, удовлетворяющих двум условиям. Записываем формулу в ячейку H2 (так указано в задании).

Ответ: 864. (Совпадает с ответом)

 Вопрос 2

Определим: Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г.

Для ответа на вопрос нужно выполнить два действия:

1) Выделить из всего списка продуктов те, которые удовлетворяют поставленным условиям (содержание жиров менее 1 г.)

2) Найти среднюю калорийность выбранных продуктов

Для выполнения первого пункта нам потребуются дополнительные ячейки:  возьмем столбец G для промежуточных вычислений. Выберем из общего списка продукты, удовлетворяющие требованию с помощью функции ЕСЛИ ( )

Запишем в ячейку G2 формулу:  =ЕСЛИ(B2<1;E2;0)

Т.е. проверяем: значение жирности<1. Если да — записываем в ячейку G2 значение Калорийности из ячейки E2. Если нет — записываем » » (пустые кавычки).

 

Используя автозаполнение копируем формулу для каждого продукта.

Далее найдем среднее арифметическое полученных значений в столбце G. Ответ нужно записать в ячейку H3. Запишем в эту ячейку формулу =СРЗНАЧ(G2:G1001) 

 

Получим число: 89,4533. Ответ нужно дать с точность не менее двух знаков после запятой. Т.е. ответ нас устраивает. Можно изменить точность, используя кнопки на панели инструментов.

 

Файл с решенным заданием №19 прилагаю к статье (Задание 19 Демо версии ГИА 9 класс — скачать)

Прилагаю ссылку на скачивание Демо-варианта 2015 Федерального института педагогических измерений (скачать)

Andrey K

View Comments

  • можно все сделать гораздо проще
    вот ответ на 1 вопрос: =СЧЁТЕСЛИМН(C2:C1001;"<50";D2:D1001;"<50")
    а вот ответ на второй: =СРЗНАЧЕСЛИ(B2:B1001;"<1";E2:E1001)

Recent Posts

Решение задачи №6 и задачи №22 ЕГЭ по информатике 2021

Настала пора написать серию мини-обучалок по решению задач ЕГЭ по информатике версии 2021 года. В…

4 года ago

Внеурочное занятие по информатике. Пишем игру «Поле чудес» на Python.

Данная статья будет полезна для учителей информатики, которые занимаются программированием с детьми внеурочно. Опыт  показывает, …

5 лет ago

Основные алгоритмы в помощь школьнику. Часть 1

Рассмотрим набор наиболее часто встречающихся задач на программирование в школьном курсе информатики. Добавляйте свои задачи…

6 лет ago

Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по информатике 9-11 класс (2018-2019). Разбор задач. Часть 2

В прошлый раз мы разобрали первые две задачи школьного тура Всероссийской олимпиады школьников, проводимой в…

6 лет ago

Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по информатике 9-11 класс (2018-2019). Разбор задач. Часть 1

Закончился школьный тур Всероссийской олимпиады школьников. Разберем первую и вторую задачи тура, проводимого в московских…

6 лет ago

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2017 (9-11 классы). Задача №4. «Плацкартный вагон»

Задача. В плацкартном вагоне 54 места, пронумерованных числами от 1 до 54. Вагон разбит на 9…

7 лет ago