Categories: Олимпиады

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2017 (9-11 классы). Задача №3. «Не про спиннеры»

Вот и закончился школьный тур Всероссийской олимпиады школьников. Как мне показалось, задания были несколько сложнее, чем в прошлом году. В данной статье хотелось бы представить свое решение задачи №3 «Не про спиннеры». Для написания текста программы буду использовать язык Python 3.

Задача.

Саша совсем не любит спиннеры, поэтому он рисует в тетрадке. Он взял тетрадный лист из N × M клеточек и пронумеровал все клетки различными числами. Теперь ему стало
интересно, сколько различных прямоугольников он может вырезать из этого листа бумаги по границам клеточек.
Программа получает на вход два числа N и M – размеры исходного листа. Все числа – целые положительные, не превосходящие 75000.
Программа должна вывести одно число – количество прямоугольников, которые можно вырезать из данного листа бумаги (весь лист целиком также считается одним из возможных прямоугольников).

Решение.

Шаг 1.

Рассмотрим размер исходного листа 3 × 1 (три клетки по горизонтали и одна клетка по вертикали). Как в образце.

Чтобы понять принцип подсчета различных прямоугольников, которые можно вырезать из данного листа, обратимся к следующей схеме:

  1. Обозначим каждую клетку прямоугольника цифрой от 1 до 3.
  2. Парами чисел (1 1), (1 2), (1 3), (2 1), (2 2) (3 1) обозначим возможные вырезанные прямоугольники. Первая цифра обозначает начало такого прямоугольника, вторая цифра — количество клеток слева направо.  Итого получаем 6 различных прямоугольников. Как в таблице с примерами входных и выходных данных.

Схема решения -1

Из рисунка видно, что ни один из прямоугольников не повторяется.

В первом столбце — 3 варианта, во втором — 2, в третьем — 1.

Таким образом, чтобы посчитать количество различных прямоугольников на листе размера 1 × n (n — натуральное число) необходимо: 1 + 2 + 3 + … + n

Реализовать такой алгоритм довольно просто:

#вводим количество клеток в строке
n = int(input())
# переменная, которая ведет подсчет количества прямоугольников в строке
c = 0
for j in range(1, n + 1):
    c = c + j

Шаг 2

Теперь рассмотрим вариант листа вида m × n. Например: 3 × 3.

Мы знаем, что в строке 1 × 3 ровно 1 + 2 + 3 = 6 произвольных прямоугольников.

Начнем рассматривать прямоугольник 3 × 3 снизу вверх, делая следующие рассуждения:

Схема решения — 2

Случаи, когда мы берем полоску клеток 2 × 3 или 3 × 3 ничем не отличается от случая  1 × 3 и имеет столько же решений.

Таким образом: 6 + 6 * 2 + 6 * 3 — формула подсчета количества различных прямоугольников на листе 3 × 3.

Напишем полный текст программы с комментариями:

#количество столбцов
n = int(input())
# подсчет прямоугольников в строке
c = 0
# подсчет прямоугольников на листе (итог)
r = 0
# количество строк
m = int(input())
#подсчет количества пр-ов в строке
for j in range(1, n + 1):
 c = c + j
#итого прямоугольников
for i in range(1, m + 1):
 r = r + c*i
# вывод ответа на экран
print(r)

Думаю, решение выглядит довольно просто.

Есть другие варианты решения задачи — пишите в комментариях на сайте или в группе в Контакте. Было бы интересно!

Andrey K

Recent Posts

Решение задачи №6 и задачи №22 ЕГЭ по информатике 2021

Настала пора написать серию мини-обучалок по решению задач ЕГЭ по информатике версии 2021 года. В…

4 года ago

Внеурочное занятие по информатике. Пишем игру «Поле чудес» на Python.

Данная статья будет полезна для учителей информатики, которые занимаются программированием с детьми внеурочно. Опыт  показывает, …

5 лет ago

Основные алгоритмы в помощь школьнику. Часть 1

Рассмотрим набор наиболее часто встречающихся задач на программирование в школьном курсе информатики. Добавляйте свои задачи…

6 лет ago

Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по информатике 9-11 класс (2018-2019). Разбор задач. Часть 2

В прошлый раз мы разобрали первые две задачи школьного тура Всероссийской олимпиады школьников, проводимой в…

6 лет ago

Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по информатике 9-11 класс (2018-2019). Разбор задач. Часть 1

Закончился школьный тур Всероссийской олимпиады школьников. Разберем первую и вторую задачи тура, проводимого в московских…

6 лет ago

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2017 (9-11 классы). Задача №4. «Плацкартный вагон»

Задача. В плацкартном вагоне 54 места, пронумерованных числами от 1 до 54. Вагон разбит на 9…

7 лет ago