Введение в язык программирования Паскаль. Начальный уровень

В данной статье будут описаны основы языка программирования Паскаль, необходимые для написания первых программ: структура программы, понятие переменной, типы данных, математические операторы и функции, оператор присваивания, ввод и вывод данных. Еще раз сделаю акцент на то, что данная статья для самых первых шагов в изучении языка для учащихся 7-8 классов. Здесь не будет углубленного рассмотрения (для этого есть соответствующая литература).

Структура программы

Структура программы — совокупность разделов, из которых состоит программа.

Для написания первой программы на языке Паскаль достаточно знать два раздела (на самом деле их больше):

  • раздел описания переменных — var — в этом разделе через запятую перечисляются имена переменных, используемые в программе. Далее указывается их тип.
  • тело программы — начинается со слова begin и заканчивается словом end. (с точкой). В этом разделе пишется текст самой программы
var переменные: тип данных;
begin
тело программы
end.

Переменные

Что же такое переменная.

Представим переменную как ячейку памяти, которой мы присваиваем имя и в которой мы можем что-то хранить (число или текст).

 

Ячейки памяти с именами a, b, c

Имя переменной  должно удовлетворять следующим требованиям:

  • состоять из букв латинского алфавита (a-z, A- Z),  цифр и знака подчеркивания «_»;
  • имя переменной не должно начинаться с цифры (но может начинаться со знака «_» (Например: _primer).
  • имя переменной не должно содержать пробелов

Переменная primer и PriMer для Паскаля равнозначны

Типы данных

После того, как мы перечислим переменные в разделе var, мы должны указать их тип:

  • integer — целочисленный тип
  • real — вещественный тип (дробные числа)
  • string — строковый тип

Например: 

var a, b, c: integer;

где a, b, c — переменные, integer — тип этих переменных. Т.е. переменные (ячейки памяти) a, b, c могут содержать в себе только целые числа.

Есть много других типов данных, но для написания первых программ хватит трех озвученных.

Если необходимо, чтобы часть переменных была одного типа, а часть другого:

var a, b: integer;  с:real;

т.е. переменные a, b — целые, а переменная с — вещественное число (нецелое).

Оператор присваивания

Оператор присваивания служит для присвоения переменной какого-либо значения.

:=  оператор присваивания

Запись a:=23;  читается как «Переменной а присвоено значение 23«. Теперь в ячейке памяти с именем а хранится число 23.

Оператор ввода

Существует еще один оператор, с помощью которого можно записать в переменную какое-либо значение, но уже с помощью клавиатуры.

readln(a)

Как только паскаль будет выполнять команду readln(a), он потребует от нас ввода значения с клавиатуры, которое  запишет в переменную, стоящую в скобках. В нашем случаем — в переменную a.

Математические операции

+ — операция сложения

 — операция вычитания

*  — операция умножения

/  — операция деления

mod — остаток от деления

div  — целая часть от деления

Пример:

S:=22 mod 5;   После выполнения данного когда переменная S станет равной 2.

S:= 22 div 5;     После выполнения данного кода переменная S станет равной 4.

 

Оператор вывода

Для вывода значения переменной на экран используется команда write(a) или writeln(a). После выполнения команды writeln происходит переход на новую строку, после выполнения команды write — не происходит.

Если необходимо вывести на экран текст, то он заключается в апострофы:

writeln(‘Мама мыла раму’);

Также можно вывести на экран текст вместе со значением переменной:

a:=6;
writeln(‘Значение переменной а = ‘, a);

На экране мы увидим: Значение переменной а=6.

Рассмотрим задачу:

По введенным с клавиатуры значениям длины и ширины найти площадь и периметр прямоугольника.

var a,b,S,P:integer;  //объявляем переменные
begin
writeln('Введите длину прямоугольника');
readln(a); //вводим длину
writeln('Введите ширину прямоугольника');
readln(b);  //вводим ширину
S:=a*b;  //вычислим площадь прямоугольника
P:=2*(a+b); //вычислим периметр прямоугольника
writeln('Площадь прямоугольника равна ',S); //выводим на экран
writeln('Периметр прямоугольника равен ',P);
end.
Andrey K

View Comments

  • Это действительно здорово и полезно часть информации. Я удовлетворен тем, что вы просто поделился этой полезной информацией с нами.

Share
Published by
Andrey K

Recent Posts

Решение задачи №6 и задачи №22 ЕГЭ по информатике 2021

Настала пора написать серию мини-обучалок по решению задач ЕГЭ по информатике версии 2021 года. В…

4 года ago

Внеурочное занятие по информатике. Пишем игру «Поле чудес» на Python.

Данная статья будет полезна для учителей информатики, которые занимаются программированием с детьми внеурочно. Опыт  показывает, …

5 лет ago

Основные алгоритмы в помощь школьнику. Часть 1

Рассмотрим набор наиболее часто встречающихся задач на программирование в школьном курсе информатики. Добавляйте свои задачи…

6 лет ago

Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по информатике 9-11 класс (2018-2019). Разбор задач. Часть 2

В прошлый раз мы разобрали первые две задачи школьного тура Всероссийской олимпиады школьников, проводимой в…

6 лет ago

Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по информатике 9-11 класс (2018-2019). Разбор задач. Часть 1

Закончился школьный тур Всероссийской олимпиады школьников. Разберем первую и вторую задачи тура, проводимого в московских…

6 лет ago

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2017 (9-11 классы). Задача №4. «Плацкартный вагон»

Задача. В плацкартном вагоне 54 места, пронумерованных числами от 1 до 54. Вагон разбит на 9…

7 лет ago