- Назначение КИМ для ОГЭ – оценить уровень подготовки по информатике и ИКТ выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников (в форме основного государственного экзамена). Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.
Государственная итоговая аттестация в форме ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса информатики и ИКТ основной школы. Охвачен наиболее значимый материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и ИКТ. Требования к уровню подготовки выпускников определяются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2010 г.).
Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и ИКТ, объединенных в три тематических блока «Математические основания информатики», «Алгоритмы и элементы программирования» и «Использование программных систем и сервисов. Работа в информационном пространстве», в каждом из которых выделено от 2 до 4 тем. В блоке «Математические основания информатики» (раздел 1 кодификатора) выделены 3 темы: «Кодирование и передача данных» (подраздел 1.1 кодификатора), «Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики» (подраздел 1.2 кодификатора),
«Дискретные математические объекты» (подраздел 1.3 кодификатора). В блоке «Алгоритмы и элементы программирования» (раздел 2 кодификатора) выделены 3 темы: «Исполнители и алгоритмы» (подраздел 2.1 кодификатора), «Алгоритмические конструкции» (подраздел 2.2 кодификатора), «Построение и анализ алгоритмов» (подраздел 2.3 кодификатора). В блоке «Использование программных систем и сервисов. Работа в информационном пространстве» (раздел 3 кодификатора) выделены 2 темы: «Основные виды программного обеспечения» (подраздел 3.1 кодификатора), «Компьютерные технологии» (подраздел 3.2 кодификатора).
В работу не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил, так как требования ФГОС ООО ориентированы на формирование у выпускников компетентностей, то есть операционализированных знаний: умений, навыков и способов действий, готовности к решению задач, в том числе и в новой ситуации. При выполнении любого из заданий от экзаменуемого требуется решить задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение; либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной, либо новой ситуации.
Вторая часть работы содержит практические задания, проверяющие наиболее важные элементы информационно-коммуникационной компетентности, формируемой курсом информатики и ИКТ: умение обработать большой массив данных с помощью динамических (электронных) таблиц и умение разработать и записать простой алгоритм в среде управления исполнителем и/или среде программирования.
Экзаменационные задания не предполагают проверки знания учащимися конкретных операционных систем и программных продуктов, не проверяют сформированность навыков работы с ними. Проверяемыми элементами являются знание основных принципов представления, хранения и обработки информации, базовые умения работы с такими типами программного обеспечения, как электронная (динамическая) таблица и среда формального исполнителя, а не знание особенностей конкретных программных продуктов. Практическая часть работы может быть выполнена с использованием различных операционных систем и различных прикладных программных продуктов.
- Характеристика структуры и содержания КИМ
Экзаменационная работа состоит из 2 частей.
Часть 1 содержит 18 заданий базового и повышенного уровней сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов.
Часть 2 содержит 3 задания повышенного и высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл.
Часть 1 содержит задания из всех трех тематических блоков. Часть 2 включает в себя задания по материалу двух блоков: «Алгоритмы и элементы программирования» и «Использование программных систем и сервисов. Работа в информационном пространстве».
Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено
в таблице 1.
Таблица 1
Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 24 | Тип заданий |
Часть 1 | 18 | 18 | 75 | С кратким ответом |
Часть 2 | 3 | 6 | 25 | С развернутым ответом |
Итого | 21 | 24 | 100 |
- Распределение заданий КИМ по содержанию и видам деятельности
В работу включены задания из всех разделов, изучаемых в курсе информатики и ИКТ.
Распределение заданий по разделам приведено в таблице 2.
Таблица 2
№ | Название раздела | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 24 |
1. | Математические основания информатики | 8 | 8 | 33% |
2. | Алгоритмы и элементы программирования | 8 | 10 | 42% |
3. | Использование программных систем и сервисов. Работа в информационном пространстве | 5 | 6 | 25% |
ИТОГО | 21 | 24 | 100% |
- Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Часть 1 экзаменационной работы содержит 13 заданий базового уровня сложности и 5 заданий повышенного уровня сложности.
Часть 2 содержит 1 задание повышенного уровня сложности и 2 задания высокого уровня сложности.
Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня сложности – 60–90%; заданий повышенного уровня – 40–60%; заданий высокого уровня – менее 40%.
Для оценки достижения базового уровня используются задания с кратким ответом. Достижение повышенного уровня подготовки проверяется с помощью заданий с кратким и развернутым ответом. Для проверки достижения высокого уровня подготовки в экзаменационной работе используются задания с развернутым ответом. Распределение заданий по уровням сложности представлено в таблице 3.
Таблица 3
Уровень сложности
заданий |
Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 24 |
Базовый | 13 | 13 | 54% |
Повышенный | 6 | 7 | 29% |
Высокий | 2 | 4 | 17% |
Итого | 21 | 24 | 100 |
- Продолжительность экзамена по информатике и ИКТ
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
После решения заданий части 1 учащийся переходит к решению заданий части 2. Использование компьютера при выполнении заданий первой части не предусмотрено, хотя содержание заданий допускает использование компьютера как для записи ответов, так и при выполнении заданий.
Время, отводимое на решение заданий части 1 не ограничивается, но рекомендуемое время – 1 час (60 минут). На выполнение заданий части 2 рекомендуется отводить 1 час 30 минут (90 минут). Из соображений гигиены зрения стоит часть работ над заданиями 20 и 21 выполнять без использования компьютера.
- Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Задания части 1 в экзаменационной работе оцениваются в дихотомической системе оценивания: либо 0 баллов («задание не выполнено»), либо 1 балл («задание выполнено»). Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 1, равно 18.
Выполнение заданий части 2 оценивается от 0 до 2 баллов. Ответы на задания части 2 проверяются и оцениваются экспертами (устанавливается соответствие ответов определенному перечню критериев). Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 2, равно 6.
Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы, равно 24.
Устанавливается следующая шкала перевода первичных балов в школьные оценки по номинативной шкале успеваемости (Таблица 4).
Таблица 4
Оценка по шкале успеваемости | «2» (неудовлетворительно) | «3» (удовлетворительно) | «4» (хорошо) | «5» (отлично) |
Диапазон первичных баллов | 0-6 | 7-12 | 13-18 | 19-24 |
- Дополнительные материалы и оборудование
Задания части 1 выполняются учащимися без использования компьютеров и других технических средств. Вычислительная сложность заданий не требует использования калькуляторов, поэтому использование калькуляторов на экзаменах не предполагается.
Задания части 2 выполняются учащимися на компьютере. На компьютере должны быть установлены знакомые учащимся программы.
Для выполнения учащимися задания 19 необходима программа для работы с электронными таблицами. На компьютере должен быть расположен прилагаемый файл с данными 19-data в одном из знакомых ученику форматов.
Задание 20 предусматривает разработку алгоритма для исполнителя «Робот». Для выполнения задания 20 требуется использование учебной среды исполнителя «Робот». В качестве такой среды может использоваться, например, учебная среда создания и отладки алгоритмов «Кумир», разработанная в НИИСИ РАН (http://www.niisi.ru/kumir), или любая другая среда, позволяющая моделировать исполнителя «Робот». В случае, если синтаксис команд исполнителя в используемой среде отличается от того, который дан в задании, допускается внесение изменений в текст задания в части описания исполнителя «Робот».
Задание 21 предусматривает запись алгоритма на изучаемом языке программирования (если изучение темы «Алгоритмизация» проводится с использованием языка программирования), либо на школьном алгоритмическом языке. На компьютерах должна быть установлена система программирования (система исполнения алгоритмов), используемая при обучении.
Рекомендуется проводить экзамен в двух аудиториях. В одной (обычной) аудитории учащиеся выполняют задания части 1 на специальном бланке, после этого учащиеся сдают бланки работ и переходят в другую аудиторию (компьютерный класс) для выполнения заданий части 2. Возможно выполнение обеих частей работы в компьютерном классе, однако из соображений гигиены зрения суммарное время работы учащихся за компьютером не должно превышать 90 минут.
Решением каждого задания части 2 является отдельный файл, подготовленный в соответствующей программе. Учащиеся сохраняют данные файлы в каталог под именами, указанными организаторами экзамена.
- Условия проведения экзамена (требования к специалистам)
На экзамене в аудиторию не допускаются преподаватели информатики и ИКТ из числа работавших с данными учащимися. В компьютерном классе должен присутствовать специалист, способный оказать учащимся помощь в запуске необходимого программного обеспечения и сохранении файлов в необходимом формате, каталоге и с необходимым именем.
Соблюдение единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц с профильным образованием по информатике и ИКТ.
Проверку ответов на задания части 2 осуществляют эксперты, прошедшие специальную подготовку в соответствии с Методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутыми ответами, подготовленными ФИПИ.
- Рекомендации по подготовке к экзамену
Основной государственный экзамен является механизмом независимой итоговой аттестации достижения требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Подготовка к экзамену осуществляется в процессе преподавания учебного предмета. С целью обеспечения равенства всех участников экзамена требуется, чтобы учащиеся были ознакомлены с процедурой экзамена, познакомились с правилами заполнения специальных бланков, имели опыт работы с компьютерным оборудованием и программным обеспечением, которое будет использоваться на экзамене. Никакая другая специальная подготовка не требуется.
- План экзаменационной работы
Обобщенный план варианта КИМ представлен в приложении 1.
Приложение 1
Обобщенный план экзаменационной работы
для проведения в 2016 году государственной итоговой аттестации по информатике в форме основного государственного экзамена
Уровни сложности задания: Б – базовый (60–90%), П – повышенный (40–60%), В – высокий (менее 40%).
№ за-да-ния | Проверяемые требования к результатам освоения образовательной программы | Коды проверяемых элементов содержа-ния
по коди- фикатору |
Коды требований к уровню подготовки по кодификатору | Уро-вень слож-ности зада-ния | Максимальный балл за выпол-нение задания | Пример-
ное время выпол-нения задания (мин.) |
Часть 1 | ||||||
1 | Умение оценивать количественные параметры информационных объектов | 1.1.1 | 2.2 | Б | 1 | 3 |
2 | Умение кодировать и декодировать сообщение | 1.1.2 | 2.3 | Б | 1 | 4 |
3 | Знание принципов двоичной записи чисел | 1.1.4 | 1.2 | Б | 1 | 2 |
4 | Умение определять значение логического выражения | 1.2.3 | 2.7 | Б | 1 | 2 |
5 | Умение определять длину кратчайшего пути в графе | 1.3.1 | 2.1 | Б | 1 | 3 |
6 | Умение записать простой линейный алгоритм для исполнителя | 2.1.1 | 1.3 | Б | 1 | 3 |
7 | Умение анализировать результат исполнения алгоритма для конкретного исполнителя | 2.1.1 | 2.9 | Б | 1 | 2 |
8 | Умение исполнить алгоритм, содержащий ветвление и цикл | 2.2.1 | 2.9 | Б | 1 | 4 |
9 | Умение оперировать числовыми переменными | 2.2.4 | 2.1 | Б | 1 | 2 |
10 | Умение пользоваться деревом каталогов файловой системы | 3.1.1 | 3.6 | Б | 1 | 2 |
11 | Умение представлять табличные данные в виде диаграмм | 3.1.2 | 3.5 | Б | 1 | 3 |
12 | Умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию | 3.1.3 | 3.9 | Б | 1 | 3 |
13 | Умение пользоваться телекоммуникационными сетями | 3.2.1 | 3.4 | Б | 1 | 3 |
14 | Умение определять скорость передачи информации | 1.1.3 | 2.2 | П | 1 | 4 |
15 | Умение определять количество элементов в множествах для прогноза результата поисковых запросов | 1.2.2 | 2.6 | П | 1 | 4 |
16 | Умение осуществлять обход графа | 1.3.1 | 2.1 | П | 1 | 5 |
17 | Умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки | 2.1.2 | 2.1 | П | 1 | 5 |
18 | Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел | 2.2.4 | 2.9 | П | 1 | 6 |
Часть 2 | ||||||
19 | Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных | 3.1.2/3.1.3 | 3.5 | П | 2 | 20 |
20 | Умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя | 2.1.3 | 2.10 | В | 2 | 35 |
21 | Умение написать вычислительный алгоритм на языке программирования или алгоритмическом языке | 2.1.3 | 2.11 | В | 2 | 35 |
В декабре 2015 были внесены крайние изменения в ФЗ законе об образовании ФЗ-273. Федеральный закон от 29.12.2015 N 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
02.03.2016 были внесены изменения в закон об образовании 2016.