Данный урок хочу посвятить теме «Измерение информации».
Выделяют следующие подходы к определению количества информации:
Данные подходы изучаются в школьном курсе информатики.
Вероятностный подход связан с таким понятием как ВЕРОЯТНОСТЬ.
ВЕРОЯТНОСТЬ — это отношение количества тех наблюдений, при которых рассматриваемое событие наступило, к общему количеству наблюдений. Такая трактовка допустима в случае достаточно большого количества наблюдений или опытов.
Вероятность обозначают буквой p.
Единицы измерения информации: бит, байт, кбайт и т.д.
За 1 бит информации принимают такое количество информации, которое находится в сообщении о том, что произошло одно событие из двух равновероятных.
1 бит — это количество информации, уменьшающее неопределенность знаний в два раза.
При РАВНОВЕРОЯТНОСТНОМ ПОДХОДЕ вероятности наступления того или иного события равны.
Для измерения количества информации, полученной нами при равновероятном событии, используем формулу
(где N — количество возможных исходов события (2 стороны в примере с монеткой),
i — количество информации, которое мы получим, при том или ином исходе события)
Пример: Мы подбрасываем монетку. В большинстве своих случаев (не учитывает ребро) она может упасть либо на ОРЕЛ, либо на РЕШКУ. Вероятность наступления данных событий равны (50\50) — т.е. это равновероятностный подход. 2 равновероятных события. Таким образом: 2=2i. i=1 биту. Это то количество информации, которое мы получим, когда монетка упадет, и мы узнаем, на какую сторона выпала (орел или решка).
Другие задачи с разбором и для самостоятельного решения на тему «Вероятностный подход к измерению информации» смотрите в следующих выпусках.
При НЕРАВНОВЕРОЯТНОСТНОМ ПОДХОДЕ вероятности исходов событий не равны.
Пример: В коробке 16 карандашей. Из них 8 синих, 4 красных, 4 зеленых. Вероятность достать из коробки синий карандаш больше, чем вероятность достать зеленый или красный.
Для измерения количества информации при неравновероятностном подходе используют следующие формулы:
(где К — количество интересующих нас событий (достать синий карандаш K=8), N — общее количество события)
Вторая формула называется формулой Шеннона (правда в другом виде). В оригинале формула Шеннона выглядит так
Использование или неиспользовании этой формулы зависит от того, знают ли ученики про логарифм или нет.
Задача: В коробке 16 карандашей. Из них 8 синих, 4 красных, 4 зеленых. Сколько бит информации мы получим, вытащив из коробки синий карандаш?
Решение.
Ответ: 1 бит информации мы получим, вытащив синий карандаш из коробки.
Продолжение рассмотрения этой темы смотрите в следующих постах.
Спасибо за внимание!
Настала пора написать серию мини-обучалок по решению задач ЕГЭ по информатике версии 2021 года. В…
Данная статья будет полезна для учителей информатики, которые занимаются программированием с детьми внеурочно. Опыт показывает, …
Рассмотрим набор наиболее часто встречающихся задач на программирование в школьном курсе информатики. Добавляйте свои задачи…
В прошлый раз мы разобрали первые две задачи школьного тура Всероссийской олимпиады школьников, проводимой в…
Закончился школьный тур Всероссийской олимпиады школьников. Разберем первую и вторую задачи тура, проводимого в московских…
Задача. В плацкартном вагоне 54 места, пронумерованных числами от 1 до 54. Вагон разбит на 9…