Рисование в QBasic. Часть 1

Данная линейка статей будет посвящена программированию в QBasic, а точнее — рисованию. Сначала мы рассмотрим то, что необходимо знать детям перед тем, как программировать изображения на компьютере — прямоугольная система координат, координаты точки.

Задания на рисование в QBasic отлично развивают логическое и математическое мышление. В учебнике Босовой «Информатика 6» рассматривается несколько практических задач на рисование  с помощью графических примитивов. Мы пойдем немного дальше: научимся рассчитывать координаты точек изображения по условию задачи, научимся рисовать узоры с помощью циклов.

Среда QBASIC свободно скачивается из Интернета. Для 32-битных версий Windown — скачать QBasic (32 bit), для 64-битных версий Windows — скачать QBasic (64 bit).

Введение.

Представим, что на экран монитора наложена прямоугольная система координат с центром О в левом верхнем углу. Точка О имеет координаты (0,0). Теперь любую точку экрана мы сможем закодировать парой чисел (х,у) — координаты точки.

В обозначении А(30, 20) — на первом месте стоит координата Х, на втором — координата У (на это сделать акцент, очень часто дети путают местами Х и У)

Для закрепления умения находить точку на координатной плоскости по заданным координатам могу предложить рад заданий:

1.

1. Первая команда, с которой мы познакомимся — команда SCREEN 12 — команда, задающая на экране область размером 639 единиц по горизонтали на 463 единицы по вертикали, в которой можно строить различные фигуры и окрашивать их в любой из 16 цветов (0-15).  Т.е. максимальное значение координаты Х равно 639, У — 463.

Стандартные Visual Basic (QBasic) цвета:

Номер Цвет Номер Цвет
0 Черный 8 Светло-серый
1 Темно-синий 9 Синий
2 Темно-зеленый 10 Зеленый
3 Бирюзовый 11 Голубой
4 Малиновый 12 Красный
5 Сиреневый 13 Розовый
6 Оливковый 14 Желтый
7 Темно-серый 15 Белый

Примечание: есть и другие режимы работы команды SCREEN, но мы будем использовать именно этот, дающий наибольшее разрешение (большее количество пикселей)

2. Точка

Первый из графических примитивов — точка. Для изображения точки используется оператор pset со следующим синтаксисом:

PSET(X, Y) , С

где х и y — координаты точки на экране, а с — ее цвет.
Рассмотрим пример.

SCREEN 12
PSET(147, 198),14

На черном экране в этом случае появится желтая точка.

 

Данный оператор будет нами использоваться редко.

2. Отрезок

LINE (X1, Y1)-(X2, Y2), С

Х1, Y1 — координаты начала отреза,
Х2, Y2 — координаты конца отрезка
С — цвет линии

Рассмотрим пример

SCREEN 12
LINE(100, 150)-(300, 250), 15

3. Прямоугольник

Для того, чтобы нарисовать прямоугольник, нужно воспользоваться тем же оператором LINE. Только теперь мы берем координаты любой из диагоналей прямоугольника.

LINE (X1, Y1)-(X2, Y2), С, В

Х1, Y1 — координаты начала диагонали
Х2, Y2 — координаты конца диагонали
С — цвет линии
В — обязательно указать эту букву, иначе получим прямую, а не прямоугольник

Рассмотрим пример

Возьмем предыдущий код и добавим к нему —  В

Получили прямоугольник, а отрезок из предыдущего примера служит ему диагональю.

4. Окружность

CIRCLE (X, Y) , R, С

где X, Y — координаты центра, R — радиус (в экранных точках),
C — цвет.

Другие графические примитивы QBASIC, а также упражнения и задачи рассмотрим в следующем выпуске.

Andrey K

View Comments

  • сделано хорошо но забыли что можно закрашивать фигуры полностью с помощью BF

Share
Published by
Andrey K

Recent Posts

Решение задачи №6 и задачи №22 ЕГЭ по информатике 2021

Настала пора написать серию мини-обучалок по решению задач ЕГЭ по информатике версии 2021 года. В…

4 года ago

Внеурочное занятие по информатике. Пишем игру «Поле чудес» на Python.

Данная статья будет полезна для учителей информатики, которые занимаются программированием с детьми внеурочно. Опыт  показывает, …

5 лет ago

Основные алгоритмы в помощь школьнику. Часть 1

Рассмотрим набор наиболее часто встречающихся задач на программирование в школьном курсе информатики. Добавляйте свои задачи…

6 лет ago

Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по информатике 9-11 класс (2018-2019). Разбор задач. Часть 2

В прошлый раз мы разобрали первые две задачи школьного тура Всероссийской олимпиады школьников, проводимой в…

6 лет ago

Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по информатике 9-11 класс (2018-2019). Разбор задач. Часть 1

Закончился школьный тур Всероссийской олимпиады школьников. Разберем первую и вторую задачи тура, проводимого в московских…

6 лет ago

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2017 (9-11 классы). Задача №4. «Плацкартный вагон»

Задача. В плацкартном вагоне 54 места, пронумерованных числами от 1 до 54. Вагон разбит на 9…

7 лет ago